Рекомендуемая документация
для  деятельности педагога-психолога в структуре психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе
 
 
 
 
Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания «Служба практической  психологии  в  системе  образования  России. Итоги и  перспективы», 6-7 июня 2002г., Москва; инструктивному письму Минобразования РФ  № 3 от 01.03.1999г. и приложений к нему.
 
Принципы
          В основу всей документации заложены следующие принципы.
Документация педагога-психолога должна:
— основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;
— охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;
— отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
 —  быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности;
— отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
— ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;
— обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;
— быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Виды документации,
регламентирующей  деятельность педагога – психолога
 
              Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.
 
 
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
 Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
 (Более подробно представлены на странице "Нормативные документы")
 
Специальная документация
              Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога  относятся:
 
  1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
  2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
  3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
  4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
  5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей  процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
  6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
 
     Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
 
Организационно-методическая документация
 В организационно-методическую документацию входят:
1.     Хронометраж рабочего времени практического психолога.
2.     График работы.
3.     Годовой план работы
4.     Дифференцированный план работы на месяц.
5.     Бланки психологических запросов.
6.     Журналы учета видов работы:
- диагностика;
- консультирование;   
- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
- развивающая и коррекционная работа (групповая); 
 - просветительская работа;
- организационно-методическая работа;
 - экспертная работа.
7.     Программы коррекционно-развивающих  занятий и учебных курсов.
8.     Альбом диагностических методик.
9.     Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
10.   Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
11.   Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
 
 
Комплект рабочей  документации для  деятельности педагога-психолога в структуре психолого-педагогического сопровождения детей
 
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и  образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,  использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:
1.     План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1).
2.     План работы на месяц (Форма № 2), рабочую неделю (Форма № 2 А)
3.     Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
 4.     Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж):
  • Диагностика (А);
  • Консультирование (Б);   
  • Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
  • Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);  
  • Просветительская работа (Д);
  • Организационно-методическая работа (Е);
  • Экспертная работа (Ж).
 5.     Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 вариант 1 и вариант 2). 
 6.     Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 А).
 7.     Заключения по результатам проведенного психодиагностического    исследования (Форма № 6 А - Г).
 8.     Индивидуальная  психолого-педагогическая карта  ребенка (Форма № 7). 
9.     Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8).  
10. Программа индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9).
 11. Требования к авторским программам (Форма № 10).
12. Материалы психолого-педагогических консилиумов и  медико-психолого-педагогических комиссий.
 13. Протоколы (Формы 11 А-В),  материалы тестовых обследований.
14. Сводные таблицы по скринингу.
15. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.
16. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.
 17. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).
 18. Запрос в районную детскую поликлинику.
19. Выписка из медицинской карты (Форма № 13).
20. Форма регистрации применяемых диагностических методик (Форма № 14).
21. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).
22.Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с родителями (Форма № 16).
  
Скачать:
 

Адаптация от uTemplate