Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

Когда лучше отдавать ребенка в школу?

 

В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте происходят важные изменения, связанные с дозреванием некоторых мозговых структур. Развитие межполушарных связей приводит к более активному включению в жизнедеятельность левого полушария, отвечающего за проведение причинно-следственных связей, внимание к мелким деталям, разделение целого на части.

 

Также дети начинают лучше контролировать свое поведение. Они с удовольствием играют в игры по правилам (в отличие от их придумывания и смены на ходу – на предыдущем этапе): шахматы, вышибалы, настольные игры. Следят, чтобы правила обязательно соблюдались. Дети теперь стремятся овладевать навыками. Им уже становится недостаточно нарисовать картинку, написать букву, ударить по мячу. Они подходят к взрослым и спрашивают: правильно сделали или нет? И если родители по привычке, почти не глядя, говорят: "Всё хорошо", – они расстраиваются или сердятся. Потому что искренне хотят понять, что у них получается, а что не очень.

 

Именно из двух вышеперечисленных факторов (дозревание важных нервных связей в головном мозгу и усиление потребности быть успешными в своих делах) складывается ведущая деятельность данного возрастного этапа – учебная.

 

Возраст 6–7 лет – переходный от игровой деятельности к учебной. Поэтому не рекомендуется отдавать ребенка в школу слишком рано. Лучше дождаться того момента, когда он действительно захочет играть в игры по правилам и выполнять задания. При подготовке к школе продолжает оставаться важной игровая и эмоционально приятная подача информации. Желательно с минимальными домашними заданиями. Ведь ощущение тяжести, скуки и неуспешности может вообще отбить желание ходить в школу.

 

Так или иначе, ребенку с неврологическими трудностями или незрелостью мозговых структур сложно в школе. Для таких детей лучший вариант подготовки к ней – работа с нейропсихологом, специалистом по работе мозга. Курс занятий у него длительный – в среднем два года, и на первый взгляд похож на физкультуру. Однако в сочетании со специально подобранными дополнительными заданиями нейропсихологическая коррекция способствует формированию всех важных нервных связей между разными отделами мозга. И тогда в школу ребенок выходит подготовленным, сталкивается с меньшим количеством проблем, что значит все необходимые новообразования этого возрастного периода будут освоены.


Каковы цели и задачи психологического обследования детей в образовательном учреждении

 

Психологическое обследование может преследовать различные цели, в значительной степени определяющие как набор используемых методик, так и характер выводов.

 

1. Скрининговое обследование.

Цель проведения скринингового обследования – выявление детей группы риска (например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определенной категории. В процессе обследования используются высоко стандартизованные методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников.

Внимание

Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной (обычно индивидуальной) психологической диагностики. Высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, служит достаточным основанием для заключения о соответствии развития ребенка возрастной норме.

 

2. Определение подходящего ребенку типа образовательного учреждения (детского сада, школы), наиболее соответствующего психологическим особенностям ребенка.

Важнейшим направлением обследования при этом становится выявление уровня обучаемости ребенка, определение специфических трудностей в обучении (дисграфии, дислексии, дискалькулии и т. п.). Опираясь на полученные данные о нарушенных и сохранных психических функциях ребенка, педагог-психолог помогает выбрать тип детского сада или школы, где возможна максимальная компенсация дефекта. В психологическом заключении указывают также выявленные противопоказания.

 

3. Психологическое обследование ребенка как этап консультирования родителей.

Чаще всего родители обращаются к психологу со следующими видами запросов (по отдельности или в сочетаниях):

  • получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в семье или в детском саду;
  • наметить меры по преодолению поведенческих проблем;
  • получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее всего провести летние каникулы; отдавать ли ребенка в круглосуточный детский сад; с кем из родителей, находящихся в разводе, ребенку лучше жить и т. п.);
  • выяснить прогноз дальнейшего развития ребенка;
  • определить уровень развития ребенка, его соответствие или несоответствие возрастной норме;
  • научиться лучше понимать своего ребенка.

В результате психологического обследования вполне может обнаружиться какая-либо серьезная психологическая проблема, о существовании которой клиент не подозревал.

Внимание

Выделяются следующие задачи, для решения которых в процессе консультирования родителей используется диагностика:

  • определение (уточнение) психологической проблемы;
  • выявление реакции ребенка на имеющуюся ситуацию;
  • определение тех психологических особенностей ребенка, которые могут влиять на реализацию рекомендаций, связанных с основной проблемой.

 

4. Психологическое обследование как дополнительное средство медицинской диагностики.

Выявленные особенности нарушений психической деятельности помогают установить правильный диагноз, т. к. при различных заболеваниях нарушения имеют свою специфику.

 

5. Выявление направлений коррекции.

Нередко целью психологического обследования является выявление направлений коррекции и психотерапии. Результаты обследования используются в ходе осуществления корригирующих воздействий. Для достижения цели педагог-психолог выявляет потенциальные возможности ребенка, его личностные ресурсы. Он определяет сохранные психологические структуры, служащие опорой для коррекционной работы, и, напротив, обнаруживает признаки распада или регресса психических функций.

 

6. Оказание психотерапевтического эффекта психологического обследования.

Любое психологическое обследование должно иметь психотерапевтическую составляющую. Так, улучшение в состоянии ребенка следует использовать для выработки у него дальнейшей оптимистической установки. В ходе обследования важно показать ребенку и родителям его способности, потенциальные возможности. Родителям для более адекватной оценки иногда необходимо наглядно показать также проблемы и трудности их детей.


Каких детей можно считать одаренными?

 

   Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей. Полное раскрытие способностей и таланта одаренного ребенка – задача, важная не только для него самого, его родителей и близких, но и для общества в целом, поскольку именно талантливые дети обеспечивают потенциал страны, ее успешное экономическое и социальное развитие.

   Вообще, ребенок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров – интеллект, познавательная мотивация и креативность – заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одаренного.

 

К сведению

Н.С. Лейтес, занимавшийся изучением способностей, определил три категории одаренных детей:

  • с ускоренным умственным развитием, опережающие сверстников на несколько лет (умственная активность, ненасытность познавательной потребности);
  • с ранней умственной специализацией (особая расположенность к отдельной области науки, техники);
  • с отдельными незаурядными способностями (в области искусства, спорта и т. д.).

 

 


Адаптация от uTemplate