Форма №15
Примерная схема
психолого-педагогической характеристики
Характеристика
на
Ф.И.О._____________________________________ ДОУ№____________
Диагноз: (если
есть заключение ОПМПК)
Сведения о
семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии
родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность,
гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)
и эмоционально-волевые особенности
Активный, подвижный – инертный,
медлительный.
Общительный –
замкнутый
Вступает в
контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)
Неречевой
Речевой
Отношение к
лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за
лидера, официальный или неформальный лидер)
Проявляет ли
инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен.
Отношение к
товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное)
Отмечаются:
повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость,
заторможенность и др.
Преобладающее
настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)
В быту
Отмечаются ли
резкие колебания настроения в течение дня
Имеются ли
трудности поведения и как они проявляются.
Проявляются ли
элементы негативизма, агрессивности.
Характер
волевой сферы (развита достаточно, слабая)
Проявляет ли
ребенок настойчивость при встречающихся трудностях
Интересы и
склонности. В каких видах деятельности они проявляются.
Способности
ребенка.
Отношение
ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие,
аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность)
Активность
речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается
замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма).
2. Психологические особенности
Устойчивость
внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро
отвлекается)
Характер отвлечения
(отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость
внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень
развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы,
очень низкий)
Запоминает
быстро или медленно, с трудом
Запоминает
надолго, быстро забывает
Характеристика
вербальной памяти (достаточная, недостаточная)
Отмечаются ли
трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала
Ориентирование
в быту, развитие навыков самообслуживания
Запас знаний
об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о
причинно-следственных связях в природе
Уровень
сформированности представлений о себе, о своей семье
Уровень
зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму,
величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета
Состояние
наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления
Элементы
развития логического мышления
Недостаточность
процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная
истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)
Инертность
(чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная
тугоподвижность)
Разноплановость
(рассуждения о предмете в разных плоскостях)
Нарушение
критичности
Резонерство
(«глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм,
шаблонность)
Нарушение
саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные
действия; нарушение последовательности действий)
Активный
словарный запас (малый, достаточный)
Общий уровень
развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы,
употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные,
предложения не распространенные)
Сформированность
грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи,
согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры)
3.
Работоспособность на занятиях
Включается в
работу (быстро, медленно, с трудом)
Во время
занятий работает сосредоточенно или отвлекается
Характер
отвлечения (на внешние раздражители, в отсутствие раздражителей)
Спад
работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине
занятия, к концу занятия)
Утомление
наступает (в начале, в середине, в конце занятий)
Субъективные и
объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная
отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный
отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей
и т.д.)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует
возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает
незрелость….. Поведенческие нарушения….. Трудности социализации…. и т.д.).
Дата
Подпись