Консультация для педагогов
«Организация работы по адаптации ребёнка»
Адаптация - от
лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который
происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Успешная
адаптация зависит от многих факторов - состояние здоровья ребенка, особенностей
его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий
родителей и сотрудников детского сада.
До поступления
в детский сад ребенок проходит диспансеризацию в поликлинике. При выявлении
отклонений в состоянии здоровья осуществляется санация полости рта и
носоглотки, коррекция нарушения зрения с подбором очков и другие необходимые
лечебные мероприятия.
При
поступлении ребенка в детский сад медсестра осуществляет наблюдение за ним,
собирает у родителей анамнез жизни, развития поведения и особенностей ребенка.
Врач даёт оценку развития и совместно с педагогами разрабатывает индивидуальный
план режима пребывания, питания и оздоровления вновь прибывшего ребенка.
Организация приема вновь поступающих детей.
Прием вновь
поступающих детей проводится по графику, согласованному с родителями, в период
с апреля по август.
Необходимо
стараться принимать в группу не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели и
специалисты могли уделить им максимум внимания.
Вновь
поступившие дети находятся в учреждении не полный день, а всего не сколько часов.
По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается.
Утренний
осмотр в привычном регламенте не проводится. Мама сама измеряет температуру
ребенку, показывает чистоту кожных покровов, заносит в журнал данные.
Все время,
пока идет набор детей в ясли, утренний фильтр проводит старшая медицинская
сестра. Выясняется, как ребенок спал, что беспокоит родителей в его поведении и
самочувствии, принимаются сведения их пожелания.
При правильно
организованной работе с малышами дети привыкают к условиям дошкольного
учреждения в течение 21-30 дней. Существует ряд критериев, по которым можно
судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
Основные критерии адаптации ребенка к
условия ДОУ.
К основным
критериям относятся:
-
поведенческие реакции;
- уровень
нервно-психического развития;
-
заболеваемость и течение болезни;
- главные
антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Легкая степень адаптации.
При нормальной
адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно
через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не
болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений; увеличение
длины и массы тела соответствует взрослым показателям. Отношения с близкими
взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуальному прощанию, быстро
отвлекается, его интересуют другие взрослые. Речь затормаживается, но ребенок
может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца
восстанавливается активная речь.
Средняя степень.
Нарушения а
общем состоянии выражаются ярче. Сон восстанавливается через 20-40 дней,
качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
Отношение к близким - эмоциально-возбужденное (плач, крик, при расставании и
встречи). Отношения к детям безразличное. Речевая активность снижена.
Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней. Вес не изменяется или несколько
снижен. Появляются признаки невротических реакций: избирательности в отношениях
со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения
вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие
щеки, шелушение кожи.
Тяжелая степень.
Ребенок плохо
засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами;
аппетит снижается сильно и надолго, может, возникнуть стойкий отказ от еды,
невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул.
Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет. Поведенческие реакции
ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении.
Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического
взаимодействия. Отношение к детям - избегает, сторонится или проявляет
агрессию. Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется, или имеет место
задержка речевого развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не
увеличивается рост в течении 3-6 месяцев то можно с уверенностью сказать, что
работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо. Разумеется, такой
вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинство вновь
поступивших ребятишек.
Взаимодействия с детьми в адаптационный
период.
Вводите новое
постепенно. Используйте игровые методы взаимодействия с ребенком. Создавайте
положительную установку на предстоящие режимные вопросы. Рассказывайте сказки,
пойте колыбельные перед сном. Используйте элементы телесной терапии (обнимание
и поглаживание ребенка, игры с прикосновениями «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»).
По рекомендации врача подвешивайте над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с
успокаивающими сборами трав.
1-й этап - «Мы
играем только с мамой».
2-й этап - «Я играю, а мамочка рядом».
3-й этап - «Я немножко поиграю один или с новой тетей, а мама может
уйти на некоторое время».
4-й этап - «Мне хорошо и спокойно, я могу остаться здесь без мамы».