Консультация для педагогов
«Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению
посредством обеспечения благоприятных условий».
Актуальность
проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место.
Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление
в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением
поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс
приспособления организма, который происходит на разных уровнях –
физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период
адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации,
которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и
взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В последнее время повышение возрастного порога
начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и
усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада
особенно актуальной.
В процессе адаптации участвуют все системы
организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести
к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на
первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период
адаптации.
К сожалению, нередко этот процесс протекает
сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со
сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.
Сложность приспособления организма к новым
условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка
за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех
факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и,
наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому необходимо помочь ребенку
адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая
организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к
наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым
условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду,
навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается
в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному
учреждению.
Научная проблема, на решение которой направлен
опыт работы, отражена во многих исследованиях и трудах великих русских
педагогов и психологов, идеи которых взяты за основу моего опыта работы.
Большинство отечественных исследований по проблеме адаптации носят
теоретико-аналитический характер. О
сложности адаптационного периода для детей и родителей писали Е.В.Антонова, Р.
М. Грановская, Л.Г. Дикая, И.А.Джидарьян, И.П.Лапин, А.В.Махнач,
И.М.Никольская, Н.А.Русина, Н.И.Сирота.
В результате анализа научной литературы я пришла к пониманию того, что
адаптация ребенка к ДОУ складывается из психологической и физиологической
адаптации. Причем психологическая адаптация заключается в отрыве от домашней обстановке, вхождение в
социум, является ключевой проблемой «детсадовцев». Именно поэтому основной
акцент в своей работе я сделала на психологическую адаптацию, при этом
физиологическая адаптация детей ни в коей мере не умаляется и работа по ней
проводится параллельно.
Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок
может адаптироваться к окружающей среде:
а) творческий
стиль- ребенок старается активно изменять условия окружающей среды,
приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам;
б) конформный
стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и
обстоятельства окружающей среды;
в) избегающий стиль - ребенок пытается
игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним.
Наиболее оптимальным, является творческий
стиль. Наименее оптимальным -
избегающий. При обобщении опыта мною были использованы методические разработки
и рекомендации Е. Арнаутовой, Е.В. Жердевой, Л.В. Белкина, Р.В.
Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис.
Проанализировав научные разработки Р.В.
Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис, а также
психолого-педагогические труды Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик,
И.П. Подласый, Е.А. Ямбург по проблеме
психологической и физиологической адаптации детей к условиям ДОУ я пришла к
выводу о необходимости усилить работу по данному направлению в нашем детском
саду.
Наша цель - успешная адаптация детей
к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных
условий.
Для ее достижения необходимо решить следующие
задачи:
1. Оптимизировать процесс психологической
адаптации детей в ДОУ:
- снизить уровень тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:
-
снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;
- поднять уровень физической культуры детей.
3. Гармонизировать психологическую и
физиологическую адаптацию.
Учитывая вышеизложенное, в работе необходимо
придерживаться следующих принципов:
- принцип соответствия возрастным и
психологическим особенностям;
- принцип последовательности и поэтапности
внедрения и применения методик;
- принцип комплексности;
- принцип творческой активности.
Работа по организации адаптации детей к
дошкольному учреждению должна начинаться задолго до поступления ребенка в ДОУ.
Изучение ребенка до поступления в ДОУ начинается со знакомства с образом жизни
его семьи. Для этого проводится анкетирование родителей из которого делалются
выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжаем знакомство с
детским садом заочно по фотоальбомам: «Наш любимый детский сад», «Мы ждем тебя
малыш», где рассказывается о жизни детей в детском саду.
С целью
обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится диагностика
физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ.
Работа, во время адаптационного периода детей ведется по следующим направлениям:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- формирование чувства уверенности в детях.
Одна из задач адаптационного периода - помочь
ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде,
почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь
тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он
живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается
все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире
знакомство проводится в игровой форме.
Для этого первое знакомство с воспитателями и
детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке.
При этом необходимо присутствование обоих воспитателей группы и родителей детей.
После представления нового члена детского
коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь
прибывшем товарище.
Следующим ключевым моментом является
знакомство с группой в игровой форме:
В организацию адаптационного периода можно
включать элементы театрализованной деятельности:
- показ настольного театра «Теремок»,
- драматизация сказки «Как собака друга
искала»
- инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»
- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный
суп»
На протяжении всего адаптационного периода
проводятся игровые занятия, основными задачами которых являютя: преодоление
стрессовых состояний у детей,
эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней
двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия
детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания;
развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений
и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень
он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание
куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Необходимо использование
в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:
- игры с песком и водой: «Ловись рыбка»,
«Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».
- пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш
малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».
- монотонные движения руками (нанизывание
колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
- сжимание кистей рук (малышу предлагали
резиновую игрушку-пищалку).
- рисование фломастером, красками.
- слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ),
«Мелодия» (Глюк).
- занятия смехотерапией.
В основную часть занятия необходимо включать
игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно
выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершать занятие играми малой подвижности,
подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают
материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Проявляющаяся в этом
возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет
быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье,
топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный
эмоциональный настрой.
В течение дня
важно использовать потешки, пестушки, колыбельные песенки, детские песенки. С
помощью них малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих
силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.
Важную роль в облегчении адаптации играет
предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у
детей, обеспечивает их комфортное состояние.
Предметно - развивающая среда должна
соответствовать таким характеристикам, как:
- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
- зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).
Также, в
процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые
игрушки.
Для создания
эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким
образом, чтобы она образовывала
маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно.
Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Желательно рядом с
"домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на
эмоциональное состояние человека. Необходим в группе спортивный уголок, который
удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так,
чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Психологи и физиологи установили, что
изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое
действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок
изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать
эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить
себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами,
на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который
выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка -
тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяющее действуют на детей игры с
песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период
адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним
напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок
чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает
возможности расслабиться и уснуть.
Такая простая вещь, как прикроватная
занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического
комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта
занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с
которой он ложится спать.
В период адаптации надо временно сохранить
привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат
установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если
он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или
укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время
отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно
острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со
взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на
руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку
хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе
"семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В
этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких .
Гибкий график
посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для
каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра,
детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во
второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его
пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе
требований детского сада.
В период
адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение.
Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.
При общении с семьями воспитанников должны учитыватся типы семейных отношений. Родителей
необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации.
Основными формами работы детского сада и семьи
являются:
- консультации;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- выставки;
- папки
передвижки.
Адаптационный период считается
законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
Библиографический список:
1. Антонова Е.В., Дедкова В.,
Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в
детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.
2. Баркан А. И. Практическая
психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.:
АСТ-ПРЕСС, 2004.
3. Грановская Р.М. Адаптация
детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.
5. Дикая Л.Г. Адаптационные
группы в ДОУ : Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2005.( Приложение к
журналу «Управление ДОУ»).
6. Диагностика в детском саду.
Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004
.
7. Доронова Т.Н. Из детства – в
отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и
развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005.
8. Зубова Г., Арнаутова Е.
Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению
детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77.
9. Костина В. Новые подходы к
адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34 –
37.
10. Лапин И.П. Педагоги,
родители, дети (воспитателю о работе с родителями). - М.: ТОО «ИнтелТех», 2004.
13. Морозова Е. Группа
кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями /
Дошкольное воспитание. – 2002. – N11. –с.10 – 14.
15. Оверчук Т. И. Воспитание
детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и
документов. – М., 2005.
16. Павлова Л.Н., Волосова
Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика
Синтез, 2004.
17. Психологический портрет
дошкольника. - Новоуральск, 1999 .
19. Пыжьянова Л. Как помочь
ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – N2.
20. Роньжина А.С. Занятия
психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.:
Книголюб, 2005.
22. Семенака С.И.
Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ, 2006 .