Индивидуальные игры
в период социализации и индивидуализации к микросоциуму
детей раннего возраста.
Основная задача игр в данный период:
·
формирование эмоционального контакта;
·
снятие психоэмоционального напряжения.
Иди ко мне.
Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его е себе,
ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребёнок подходит, педагог
его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя) пришёл!» Игра повторяется.
Пришел Петрушка.
Педагог приносит Петрушку, рассматривает его с ребенком. Петрушка гремит
погремушкой, педагог даёт погремушку ребенку. Они вместе с Петрушкой
встряхивают погремушки, радуются.
Покружились.
Педагог берёт мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает
другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем
взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок
вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро – быстро покружусь,
Тихо – тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь,
И на землю повалюсь!
Солнечные зайчики.
Педагог зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики Играют на стене.
Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» ребенок пытается его поймать. Игру можно повторить 2-3
раза.
Игра с собачкой.
Педагог держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это пёсик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, (имя) лапу!
Педагог предлагает ребенку взять собачку за лапу,
покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает»,
говорит ребёнку «спасибо!»
Кто в кулачке?
Педагог раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает
кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку
несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придётся
помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает
стишок и вместе с ребёнком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулак?
Это, может быть, сверчок? (сжать
пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить
вперёд большой палец)
Игра с кистями рук.
(выполняя движения, педагог просит
ребёнка повторить их). Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это
«струи дождя». Складывает пальцы каждой
руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем –
«кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает
пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие
действия, педагог создаёт определённую последовательность звуков, например:
стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.д.
Покатаемся на лошадке.
Педагог сажает ребёнка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на
лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно.
Ребёнок повторяет тихо:
«нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребёнка). Малыш повторяет фразу
вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребёнок
произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание – громко и чётко.
Подуй на шарик, подуй на вертушку.
на уровне лица ребёнка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на
столе кладут вертушку. Педагог показывает, как надо дует на воздушный шарик,
чтобы он высоко взлетел, и предлагает ребёнку повторить действие. Затем
взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребёнок повторяет.
Вместе с мишкой.
Педагог беседует «на равных» с мишкой и ребёнком, например: «Катя, тебе
нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что
поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
Игра с куклой.
Дать ребёнку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросить показать,
где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д.
Соберём игрушку.
Пригласить ребёнка помочь собрать разбросанные игрушки, в которые он
играл. Сесть рядом с малышом, дать в руки игрушку и вместе с ним положите её в
коробку. При этом следует напевать: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем!
Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
________________________________
Материал составлен по книге
Богуславской З.М.,Смирновой Е.О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. - 206 с.